стать соавтором Goodwinpress lingvoblog vcardengine
свежее комменты рубрики
статистика feedburner   LiveInternet

Если вы хотите получать уведомления о новых записях на блоге Mannodesign.Com, то просто подпишитесь на RSS-рассылку.

Введите ваш e-mail:

Креатив или ТЗ — вот в чем вопрос

line

Спонсор месяца: Dizweb.ru — Веб дизайн. Блог о веб дизайне

На дизайнерских блогах и сайтах часто можно встретить раздел под общим названием Inspiration (Вдохновение). Особенно в буржунете. В данном разделе обычно размещают ссылки на всевозможные ресурсы, где можно подзарядиться креативом, познакомиться с новинками, тенденциями, идеями наконец. Все это замечательно. Мир такой пестрый и интересный. Смотришь на работы других дизайнеров: гениальные и не слишком, простые и сложные, пронзительные и гламурные или мягкие, пастельные… Что-то принимается, что-то нет. Вот это ты взяла бы в свой багажничек, а вот это мусор, хотя и прикольный.

Все классно. Собственный креатив кипит и пузырится. Однако лишь до тех пор, пока к тебе не обратятся с очередным коммерческим заказом. Вот тут сразу куда-то весь креатив словно бы улетучивается, и ты начинаешь придумывать что-то в коммерческом ключе, основываясь на уже виденном ранее чем-то подобном. И так как в массе своей коммерческие сайты не блещут именно креативной составляющей, то волей-неволей приходится придавить в себе фонтанчики и придерживаться более строгого курса.

Как результат — ты стараешься найти ту тонкую грань между творчеством и необходимостью и порой ловишь себя на мысли, что тебе скучно этим заниматься. Для себя я нашла простой выход. Я представляю, что делаю сайт для себя самой. То есть, как бы я сама хотела это увидеть, чтобы нравилось лично мне. Тогда и интерес к работе не пропадает, и креативить можно без лишних ограничений. Понимаю, что такой подход не всегда будет нравиться заказчику. Особенно, если у него есть уже свои идеи насчет того, как должен выглядеть сайт.

Есть, конечно же, наиболее цивилизованный путь — составление подробного ТЗ и все такое. Можно строго придерживаться пунктов данного ТЗ и выполнить все в точности до йоты. Но будет ли такой сайт живым и интересным? Не превратится ли в пустую железку, постную и скучную?

Как вы, если вы дизайнер, решаете подобную дилемму? Творить то, что вам нравится или быть ремесленником? Уповать на ТЗ или всегда быть гибкой и искать какие-то компромиссы? Спрашиваю не ради любопытства, а потому как темка для меня весьма актуальная. Примерно треть моих заказчиков неудовлетворена полученным результатом. Понимаю, что это неизбежность. Более того, нет смысла даже заморачиваться на этот счет, потому как сколько людей, столько и мнений.

Скорее меня интересует такой вопрос: при прочих равных, чему вы больше отдадите предпочтения: собственному креативу или ТЗ? Причем, вопрос не только к конкретно дизайнерам, а и ко всем читателям моего блога. Думаю, каждый из вас в какой-то степени понимает о чем идет речь. Как бы вы поступили?
alternative.gif

Популярность: 12%

Post to Twitter Post to Plurk Post to Yahoo Buzz Post to Delicious Post to Facebook Post to MySpace Post to Reddit Post to StumbleUpon

21.03.2009 Рубрика: Дискуссия

Комментарии (41)

  1.   Комментарий от Sirano — 21 Март 2009 #

    Я просто предпочитаю брать только те заказы, которые мне инересны, и в которых заказчик хочет что-то в моем стиле :)

  2.   Комментарий от Настя Манно — 21 Март 2009 #

    Sirano, поддерживаю! Я тоже за такой подход. Но вот иногда бывает, что просят сделать в моем стиле, но потом выходит, что заказчик предполагал, что это будет нечто иное. Как быть в таком случае?

  3.   Комментарий от kikaha — 21 Март 2009 #

    На эту (и смежную тоже) тему отлично высказался Артемий Лебедев. Лениво искать первоисточник, но смысл такой: сайт - это инструмент, предназначенный для решения конкретной задачи. Дизайн сайта - это неотъемлемая часть инструмента. И вопрос к дизайну может быть ровно один: помогает ли дизайн решать поставленную перед сайтом задачу? Всё остальное - от лукавого! Если дизайн ещё и “должен нравиться заказчику” - прямо так заказчику и скажите - “мы будем решать одну задачу - чтобы сайт понравился вам лично! а все остальные ваши посетители идут лесом”…
    Вот как-то так. А нравится самому дизайнеру проект или не нравится - так вопрос даже не ставится. Если дизайнер профессионал - он берется за решение задачи. И решает её.

    пысы: больной вовсе не обязан нравиться врачу, ага. иначе какой дурдом начался бы!

  4.   Комментарий от Sirano — 21 Март 2009 #

    Насте: Бывает :) Приходится искать взаимопонимание… В общем-то творчество - это как раз решение задач, исходно не имеющих решения :)

    Кикахе: Немного не так. Если дизайнер профессионал - он МОЖЕТ решить любую задачу. Вопрос в том, захочет ли :) Если заказов достаточно много, можно выбирать, что хочешь делать, а что нет.

  5.   Комментарий от Белый Негр — 21 Март 2009 #

    Я не дизайнер, хотя и пытался им быть, но иногда делаю дизы для себя (блог, софтовик, прталы разные). Сейчас дорисовываю диз для сайта об одной игрушке и делаю все как мне нравится, но через пару часов переглядываю диз и вижу - тут подправить, для юзабилити, тут поправить, чтобы реклама вместилась. А если делать “чтоб было красива”, то реклама, пусть даже Adsense, смотрится аляповато

  6.   Комментарий от fatrasie — 21 Март 2009 #

    чаще всё-таки перевес в сторону ТЗ, ибо клиент прав в своих желаниях. если его не удалось убедить в преимуществе креативного варианта - он получит вариант строго по ТЗ.
    увы, иногда делаешь работу и знаешь, что показать её никому не сможешь, потому что никаким “так хотел заказчик” не отмоешься…

  7.   Комментарий от Fr34k — 22 Март 2009 #

    Настенька, fatrasie очень правильно сказал. У меня было много заказов, которые я делал, и они нравились всем только не заказчику. Я предпочитаю читать внимательно тз потом разговариваю с заказчиком по поводу изменений в лучшую сторону. Если же заказчик не согласен менять тз то (повторюсь) как правильно сказал fatrasie, такие работы так и остаются у тебя на венике, так как в портфолио их уже не поместишь. Очень конечно жаль, я не хочу сказать что многие, но всё же попадаются заказы в которых дизайн должен устраивать только заказчика. Ну, а заказы беру все которые предлагают взять =). Естественно, чтобы цена устраивала.

  8.   Комментарий от Darkpixel — 22 Март 2009 #

    Приветствую всех!
    Да, вопрос, как банный лист к одному месту — всегда «перед глазами» :D
    Любопытно было почитать предшествующие посты — ведь у каждой свой индивидуальный опыт и стаж. Свои взгляды и предпочтения. Свой подход. Каждый, в итоге, приходит к чему-то «своему». И это правильно! Но все-таки есть параллели ;)
    Мой скромный опыт и наблюдения позволяют мне сформулировать собственный тезис.
    Говоря просто, ТЗ — это что-то вроде посредника, постового, судьи между исполнителем и заказчиком. Причем не обязательно дело касается дизайна и графики, исполнителем может быть копирайтер например, но не в этом суть. Так вот, к чему я — разве решая с кем-то спор, что вам мешает «выбрать» третью сторону, посредника, для разрешения спора? А проезжая мимо постового разве запрещено приветливо ему помахать? Тут важно, чтобы он в ответ не начал махать… Разве в судебной сфере не практикуется «выбор» (хоть и относительный) судьи?.. Что я хотел этим сказать? Оно (ТЗ) является регулятором возникших вопросов и споров между заказчиком и исполнителем. ЭТО РЕЦЕПТ, так СТАНЬТЕ ДОКТРОМ!ТЗ — должно быть вашим Союзником! Поэтому — САМИ составьте его, уделите ему, а значит и себе, должное внимание. Ведь не заказчик профессионал данной сферы, иначе бы он не обратился к вам. Так помогите ему понять, что ему нужно!!!
    Стоит посмотреть на данный вопрос и под углом заказчика — это откроет некоторые нюансы и детали. Попробуйте поставить себя на его место. Очень полезный опыт.
    Дилемма: креатив или ТЗ… Как насчет креативного ТЗ? ;) Подумайте!
    ЗЫ: «В каждой шутке…»
    Спасибо за внимание! 

  9.   Комментарий от Настя Манно — 22 Март 2009 #

    Спасибо, друзья мои, за развернутые ответы. Все так, все верно. ТЗ - это как палочка выручалочка, однако не на все 100%. Боюсь даже не на 99, а скорее 50 на 50. Мне вот думается все-таки, что составлением ТЗ нужно заниматься не дизайнеру, а специально нанятому человеку с опытом ведения переговоров, составления деловых бумаг и прочая. Такой импрессарио :) - представитель дизайнера как творческой единицы. Вот, кстати, широкое поле деятельности для людей активных и ищущих куда бы эту активность применить.

  10.   Комментарий от Fr34k — 22 Март 2009 #

    2 Darkpixel.
    Darkpixel извини, но вынужден с тобой не согласиться, (возможно, что я, где-то тебя не до понял), но ведь “ТЗ” (Техническое Задание) именно поэтому и “ТЗ” что составляется стороной заказчика. Единственное что могу добавить так это то, что порой “ТЗ” составлено не грамотно, а зачастую и вообще убого. Тут Настя правильно сказала, “ТЗ” должен составлять человек, который в этом понимает.
    А если следовать твоему совету, то представь что начнется, если исполнитель будет сам составлять “ТЗ”.

  11.   Комментарий от Терехов — 23 Март 2009 #

    Я стараюсь заинтересовать своим креативом, если не картинкой, то словами. Стараюсь грамотно наехать креативом, а потом на месте разбираемся!

  12.   Комментарий от Кирилл Erlang — 23 Март 2009 #

    Комментарий не по теме. Настя, мне кажется, или у тебя сменился стиль шрифта заголовков постов? Мне показалось, что изначально он чуть аккуратнее был в этом дизайне…
    По теме: у меня есть работа, где я работаю с чёткими ТЗ, и вольные хлеба, где я волен делать заказы так, как мне нравится, а если заказчики требуют чего-то, что мне совсем не по душе, я отказываюсь от работы: у меня и своих проектов достаточно ;-)

  13.   Комментарий от Compgenius — 23 Март 2009 #

    Что такое буржунет???

  14.   Комментарий от Fr34k — 23 Март 2009 #

    2 Compgenius
    =) буржуйская часть интернета, зачастую Америка.

  15.   Комментарий от Настя Манно — 23 Март 2009 #

    Привет, Кирилл! Нет, сразу такой и был шрифт, ничего не меняла :)

  16.   Комментарий от Кирилл Erlang — 23 Март 2009 #

    Понял :-)Если ты сделаешь для него чуть больше разрядку (типа letter-spacing:2), мне кажется, будет лучше. Но это субъективно, конечно ;-)

  17.   Комментарий от Настя Манно — 23 Март 2009 #

    :) Наоборот! У меня заведомо промежуток задан в минус 1. А хотя надо попробовать нормальное отображение. Может и правда лучше так будет. Спасибо! :-*

  18.   Комментарий от Darkpixel — 23 Март 2009 #

    2 Fr34k
    Да, верно — заказ идет от заказчика, и ему же надо как-то сформулировать его. Но как ты, верно, сам подметил: составляют они его (ТЗ) или безграмотно или убого… А кто сказал, где написано, какой комиссией установлено, что он (заказчик) сам должен составлять ТЗ? Он может просто даже не догадываться о всевозможных нюансах и особенностей процесса работы. Но есть и полная противоположность.
    Да и кому как не исполнителю следует хорошо представлять “план своей работы, исходные материалы, и вектор движения” т.е. ТЗ. Поэтому я придерживаюсь этого взгляда — самостоятельное составление ТЗ. Сделать бланк общего плана, а потом уже подгонять под конкретные проекты.
    Да, в идеале, я тоже согласен с Настей. Тока я бы это делал совместно с составителем и заказчиком. Но это дополнительное звено в цепочке, не каждый пойдет на это.
    А на самом деле — все это относительно и грани тут размыты: ТЗ составляют сами заказчики, либо дают часть инфы и тут подключается к ТЗ исполнитель, либо сами (заказчики) спрашивают какая инфа от них требуется, либо исполнитель сразу предоставляет заказчику бланк ТЗ и т.п.
    Моя основная мысль такова:
    сам вопрос “при прочих равных, чему вы больше отдадите предпочтения: собственному креативу или ТЗ?”, по-моему, не совсем корректен. Поясню. Это есть две составляющие «общей картины, проекта». ТЗ — определяет, а креатив (творчество) — развивает. Хотя не исключаю обратную зависимость.
    Так вот — я «ЗА» грамотный старт. А дальше — гуляй фантазия.
    ЗЫ: надеюсь мысль раскрыл.

  19.   Комментарий от Кирилл Erlang — 23 Март 2009 #

    Мне вообще нравятся твои эксперименты с дизайном. И ощущение свежего воздуха от твоего блога.
    Когда будешь на связи, хочу показать тебе свой новый проект.

  20.   Комментарий от Fr34k — 24 Март 2009 #

    2 Darkpixel
    Молодец, мыль раскрыта полностью. =) Так что полностью с тобой согласен =). в частности с высказыванием что “Это есть две составляющие «общей картины, проекта». ТЗ — определяет, а креатив (творчество) — развивает. Хотя не исключаю обратную зависимость.
    Так вот — я «ЗА» грамотный старт. А дальше — гуляй фантазия.”

  21.   Комментарий от Darkpixel — 24 Март 2009 #

    :)

  22.   Комментарий от Найкрис Кроули — 24 Март 2009 #

    На то и составляется ТЗ, чтобы работа устроила заказчика. Отказываться от заказов, которые не интересны в плане креатива - на мой взгляд в корне не правильно. Ты же дизайнер, а значит должен удовлетворить потребности любого заказчика. Тут даже для себя: “я же не аматор, я все могу”. Но это лично мое мнение. Если нет возможности реализовать свои творческие идеи, есть два пути:
    1. Искать самостоятельно клиентов, которые заинтересуются в вашем креативном дизайне
    2. Реализовывать идеи в другом творчестве: писать картины, рисовать граффити и т.д.

  23.   Комментарий от Кредитный брокер — 27 Март 2009 #

    Поддерживаю мысль о том что красивость и эффективность - это разные вещи. Поэтому я двумя руками за эффективный сайт с практичным дизайном. Если при этом дизайн будет ещё и красивый, то это вообще, отлично.

  24.   Комментарий от Евгений — 29 Март 2009 #

    <<<Sirano, поддерживаю! Я тоже за такой подход.
    Делаю практически все,т.к. любая работа-это возможность получить новый опыт,развить то или иное направление.Ну и потом лишние деньги ещё никто те отменял:) А в своё удовольствие делаю для себя.

  25.   Комментарий от oyurkov — 1 Апрель 2009 #

    Надо уметь совмещать приятное с полезным…
    Просто иногда стоит что-то делать именно опираясь на креатив

  26.   Комментарий от DesignFire — 4 Апрель 2009 #

    Убивает, когда заказчики обращаются с полным отсутствием ТЗ .. типа “Мне нужен макет на тему окна, чтобы классный был. ТЗ нет, вы делайте - показывайте, а я смотреть буду”.
    Подробного до мелочей ТЗ никогда не прошу, но хоть представление о том, что нужно в итоге каждый заказчик ИМХО должен иметь и хотя бы кратко изложить это.

  27.   Комментарий от Cветлана — 6 Апрель 2009 #

    А если блог уже есть и функционирует, наполнение контентом идет, но дизайн не устраивает. Нет логотипа. Сама создать не могу, как выразить требования для ТЗ - не знаю.
    В результате долгих мучительных попыток “родить” логотип, решила провести конкурс на создание логотипа для блога Всеобщее самообучение.

    Может ли само содержание блога подсказать дизайнеру, что было бы уместно?

  28.   Комментарий от Настя Манно — 6 Апрель 2009 #

    Да, Светлана! И даже не только может, но и “нужет”, если так можно выразиться :) Намного легче придумать эскиз, когда уже есть развитая тема сайта. Смотрю конкурс уже объявлен? :) Если успею разобраться со всеми заказами до конца мая, то постараюсь тоже что-то придумать.

  29.   Комментарий от Алексей Шаландин — 12 Апрель 2009 #

    Я при заказах, обычно заказчикам объясняю, что должно именно понравиться в сайте, а что нет для посетителя из своего опыта. Обычно ко мне прислушиваются, а если нет, то делаю как они хотят и такие сайты бывает не добавлял в портфолио.

  30.   Комментарий от Александр — 14 Январь 2010 #

    Да, это больная тема :(

  31.   Комментарий от RodgerFox — 15 Январь 2010 #

    Не когда не отходил от ТЗ, только предлагал что можно немного по другому и т.д. и если зная на 100% что что то изменить и это будет лучше и для заказчика и для проекта то я это делал, но обычно подстраховывался и делал коряво как требует заказчик =\

  32.   Комментарий от volk — 20 Январь 2010 #

    А кто мешает подготовить 2 варианта? Сделал по ТЗ и от себя, сдал, а там клиент уже сам решит какой ему больше по душе;)

  33.   Комментарий от Настя Манно — 20 Январь 2010 #

    Дмитрий, это не профессионально. Дизайнер, если он работает по ТЗ, то старается его же и придерживаться, чтобы как раз никаких терок с клиентом не возникало. Если же изначально ТЗ не предусматривается, и дизайнер рисует “как сам видит”, то здесь простора для фантазии больше и можно рисовать хоть три-четыре варианта.

  34.   Комментарий от Afino — 22 Январь 2010 #

    При прочих равных условиях я за ТЗ. Если смоделировать идеальную ситуацию, то ТЗ на Проект составляется не дядей-заказчиком лично, а продвинутым IT-специалистом, руководителем Интернет-проекта. А уж он точно знает, где креатив сможет принести пользу, а где нет. Зачастую, в творческом порыве дизайнер такое может накреативить! Бывают горе-дизайнеры, которые сделают свиду красивый макет, но сверстать его достаточно проблематично без использования различного рода затычек. Поэтому технические рамки в виде задания крайне важны.

  35.   Комментарий от Настя Манно — 23 Январь 2010 #

    Afino, увы, такая ситуация идеальна в квадрате, если не более. Найти продвинутого IT-специалиста, который мог бы грамотно оценить креатив - это практически найти второго дизайнера.

  36.   Комментарий от Afino — 23 Январь 2010 #

    Настя, если смотреть на ситуацию со стороны производственного процесса (профессиональный веб-дизайн - это производство, согласитесь), то ТЗ имеет первоочередное значение, затем дизайн, верстка, программирование, раскрутка и т. д. Можно создавать дизайн без ТЗ, но на серьезный поток получения дохода такую схему не поставить.

  37.   Комментарий от Настя Манно — 23 Январь 2010 #

    Евгений, согласна с вами: если говорить о производстве, то там все строго расписано, и так оно там и должно быть. Но согласитесь, что для фрилансера это все-таки маловероятый идеал.

  38.   Комментарий от Afino — 23 Январь 2010 #

    Если Вы занимаетесь фрилансом ради своего эстетического удовольствия, то Ваше утверждение бесспорно.

  39.   Комментарий от umni4ka — 27 Январь 2010 #

    Мне ситуация очень знакома..Сначала я отдавала предпочтение креативу, но не все соглашались (хотели простой сайт), приходилось переделывать. Так было несколько раз.
    Потом я поняла,что зря теряю время, и теперь делаю на 90% по ТЗ. Хотя иногда даже чувствуется, что этого человека можно уламать на креатив, а этого - нет. Тут еще и человека чувствовать надо..
    Но если заказчик готов платить я предоставляю ему 2 версии, такую как он хочет и такую как вижу я.

  40.   Комментарий от Виталий — 3 Март 2010 #

    На e-xecutive недавно мелькала статья по поводу отношений фрилансера-дизайнера и заказчика. Пересказывать не буду… :-) Скажу только, что основная мысль в том, что если ты работаешь один, то функции, которые в случае дизайн-студии выполняют соответствующие сотрудники - составление техзадания, контроль качества, планирование контрольных точек и прочее должен взять на себя заказчик.
    Считаю это в корне правильным :-), так как были прецеденты…
    Работать с готовым техзаданием легче в разы, имхо, нежели по нескольку раз переделывать накреативленное.

Трэкбеки

Пожалуйста, оставьте ваш комментарий. Спасибо!

Rambler's Top100